Рубрика «Правовое просвещение» Ответственность родителей за нахождение детей в ночное время в общественных местах

Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 14.1) предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Согласно пункту 4 статьи 14.1 данного Закона, субъектам Российской Федерации предоставлено право снижать с учетом культурных и иных местных традиций возраст детей, до достижения которого не допускается их нахождение в ночное время в установленных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, но не более чем на два года.

В статье 3 Областного закона Ростовской области от 16.12.2009 № 346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» содержится запрет на пребывание детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) в ночное время (с 22 часов до 6 часов следующего дня) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции.

Согласно комментарию к Федеральному закону от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,  ребенок имеет право на пребывание в общественных местах в ночное время после 22 часов только при условии его сопровождения родителями (опекунами или попечителями), родственниками (старшими братьями или сестрами, бабушкой, тетей, дедушкой, дядей и др.), знакомыми или другими взрослыми, которым родитель такого ребенка (опекун или попечитель) доверил сопровождать своего ребенка. Чтобы доверить своего ребенка знакомому лицу или родственнику, достаточно лишь устной договоренности родителей с лицами, их заменяющими.

В силу статьи 63 Семейного кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию (пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса РФ).

Нахождение детей в ночное время в общественных местах, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в том числе и без сопровождения родителей (лиц их заменяющих) со всей очевидностью демонстрирует ненадлежащее выполнение обязанностей родителями по воспитанию своих детей и защите прав и интересов несовершеннолетних и, как следствие, влечет квалификацию правонарушения по части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

  Так, на территории Тацинского района в истекшем периоде 2017 года за нахождение детей в ночное время в общественных местах к административной ответственности привлечены 2 родителя. 

Рубрика «Правовое просвещение» Ограничения на занятие педагогической и трудовой деятельностью, связанной с участием детей

Трудовым кодексом РФ предусмотрены ограничения на занятие педагогической деятельностью (ст. 331) и ограничения на занятие трудовой деятельностью, связанной с участием детей (ст. 351.1).

Согласно части 1 статьи 351.1 Трудового кодекса РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Абзацы третий и четвертый части второй статьи 331 Трудового кодекса РФ устанавливают запрет на допуск к педагогической деятельности лиц следующих категорий: имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части.

Согласно части 2 статьи 351.1 Трудового кодекса РФ, наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Частью 4 статьи 351.1 Трудового кодекса РФ установлено, что лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

Прокуратурой района в марте 2017 года в рамках проверки исполнения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, здорового образа жизни детей при проверке личных дел работников образовательных организаций установлено отсутствие справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям у ряда работников, в связи с чем руководителям 2 образовательных организаций внесены представления об устранении выявленных нарушений законодательства, которые находятся на рассмотрении.

Присвоение бюджетных денежных средств

В ходе проверки прокуратурой Тацинского района исполнения федерального законодательства в одной из администраций сельского поселения установлено, что специалист администрации, являясь муниципальным служащим, похитила вверенные ей денежные средства в размере 78 000 рублей при следующих обстоятельствах.

Так, К., в мае 2016 года, назначенная на должность специалиста, обязанная руководствоваться в своей служебной деятельности должностной инструкцией, являясь муниципальным служащим, находясь в кабинете администрации сельского поселения, используя свое служебное положение, внесла ложные сведения в расходное расписание о необходимости перечисления денежных средств в размере 22 000 рублей для выплаты заработной платы и без разрешения главы и главного бухгалтера администрации сельского поселения установила в расходном расписании их цифровые электронные подписи. Далее указанное расходное расписание с помощью сети Интернет через специальную программу «СУФД» направила в Управление Федерального казначейства по Ростовской области, где указанная финансовая операция была одобрена. Далее К. также составила заявку на получение денежных средств, перечисляемых на карту, внеся в названный документ ложные сведения о необходимости перечисления денежных средств в сумме 22 000 рублей для выплаты заработной платы работникам администрации и направила названый документ в УФК по Ростовской области.  

На основании составленных К. ложных по существу, не соответствующих действительности документов – расходного расписания и заявки на получение денежных средств, перечисляемых на карту, произведено перечисление денежных средств на расчетный счет администрации сельского поселения. 

В дальнейшем К. присвоила вверенные ей денежные средства на сумму 22 000 рублей путем снятия их в отделении банка с карты находящейся в пользовании у К., после чего распорядилась похищенными денежными средствами по собственному усмотрению.

Аналогичным образом К. в мае и июне 2016 года присвоила денежные средства в сумме 56 000 рублей, а всего похитила 78 000 рублей.

По фактам выявленных нарушений закона прокуратурой района 04.05.2017 в СО ОМВД России по Тацинскому району в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 направлено постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 3 ст. 160 УК РФ - присвоение, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

По результатам рассмотрения в порядке ст. 144-145 УПК РФ вышеуказанного постановления 08.05.2017 СО ОМВД России по Тацинскому району принято решение о возбуждении уголовного дела по ч. 3 ст. 160 УК РФ и в настоящее время по уголовному делу проводится предварительное следствие.      

Кроме того, прокуратурой района 10.05.2017 в Белокалитвинский МСО СУ СК РФ по РО по вышеуказанным фактам внесения в официальные документы ложных сведений в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 направлено постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 1 ст. 292 УК РФ - служебный подлог, то есть внесение муниципальным служащим в официальные документы заведомо ложных сведений из корыстных заинтересованности.

По результатам рассмотрения в порядке ст. 144-145 УПК РФ вышеуказанного постановления 31.05.2017 Белокалитвинским МСО СУ СК РФ по РО принято решение о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 292 УК РФ и в настоящее время по уголовному делу проводится предварительное следствие.      

Помощник

прокурора района

юрист 3 класса  В.Ю. Беспалов 

Надзор за соблюдением прав инвалидов

Прокуратурой Тацинского района в 2017 году проведена проверка исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства при использовании средств федерального бюджета, выделенных на государственную поддержку инвалидов, в том числе на реализацию государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы (далее – программа «Доступная среда»), в результате которой по актам прокурорского реагирования приняты следующие меры к устранению нарушений закона и привлечению виновных лиц к ответственности.

            В связи с недостаточной организацией работы в образовательных организациях на территории района по обеспечению доступной среды в адрес заведующей отделом образования администрации Тацинского района 06.02.2017 внесено представление, которое рассмотрено с участием представителя прокуратуры района и удовлетворено, 6 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

В ходе проверки также установлены нарушения требований к обеспечению доступности и обеспечения безбарьерной среды для маломобильных групп населения, а также для слабовидящих и слабослышащих лиц администрациями сельских поселения Тацинского района, кроме того, нарушения в указанной сфере установлены в МБУК Быстрогорский СДК, МБОУ Быстрогорская СОШ, Тацинская Детская музыкальная школа, МБУК Скосырский СДК, МБУК Зазерский СДК, а также в аптеке № 173 в ст. Тацинской, что отражено в представлениях, внесённых в адрес 11 глав сельских поселений, в также в представлении в адрес директор ГУП РО «Ростовоблфармация», по результатам рассмотрения которых приняты меры к их устранению, установлены кнопки вызова для маломобильных групп населения, предусмотрено дополнительное финансирование на проведение необходимых мероприятий, организована разработка сметной документации их выполнение, 9 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

По результатам проверки по постановлениям прокурора района мировыми судьями 9 должностных лиц привлечены к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ: в том числе главы Верхнеобливского, Скосырского, Михайловского, Суховского, Жирновского сельских поселения, директора муниципальных учреждений культуры Скосырского, Зазерского сельских поселений, директора Тацинской детской музыкальной школы и МБОУ Быстрогорская СОШ. Судом назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей каждому.

По результатам рассмотрения представления в адрес главы Администрации Тацинского района о нарушениях при использовании бюджетных средств, выделенных в рамках программы «Доступная среда» МАУ СК «Содружество», указанным учреждением в суд предъявлено исковое заявление к подрядчику о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Дело об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица по ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ находится на рассмотрении в Ростовском УФАС.

Старший помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                    В.А. Морозов

Вверх